Headlight

sanila_san


Записки японского волка


Previous Entry Share Next Entry
Пуш-процесса псто
Headlight
sanila_san

Раздобыл тут кривые кинетики проявления плёнок. Интересная штука получается. Вот взять плёнку Ilford Pan F, до сих пор выпускается. Штатная чувствительность у неё — 100 ISO. Все знают про пуш-процесс — типа снимаем как 200 ISO, потом дольше проявляем, и всё ок.


Так вот, не всё ок.

При пуш-процессе растёт контраст. Запушили плёнку на ступень — гамма выросла до 0,85. Запушили на 2 ступени — гамма выросла до 1. Запушили до ISO 800 — получили гамму 1,3, а это вдвое больше нормы.Наконец, можно упороться и разогнать плёнку аж до ISO 1250, но гамма получится уже 1,6. Сканер-то пробьёт с запасом, а вот для оптической печати такой задранный контраст совсем не годится. Ну ладно, сканировать так сканировать.

Но контраст — не самое интересное. Самое интересное называется «начальная абсцисса lg H». Это такая экспозиция. при которой плёнка вообще начинает реагировать на свет. Допустим, мы запушили плёнку со 100 до 1250 ISO. Мы думаем, что выиграли целых 3,6 ступени экспозиции. Но начальная абсцисса изменилась с -2,3 до -2,9, то есть на 0,6, то есть — сюрприз! — всего на 2 ступени экспозиции. А это значит, что в черноту провалятся у нас не только тени, но и добрая половина интервала яркостей сцены темнее среднесерого. Или, если угодно, с 1 по 4 зоны Адамса включительно. Напомню, что в плёночном процессе проваленные тени восстановить нельзя.

Практическое следствие: если очень надо, Ilford Pan F относительно без потерь пушится до 200 ISO, и более-менее приемлемо — до 400, тогда с тенями надо повнимательнее. Да, пушить можно только под сканирование. Разумеется, речь о нормальном сканировании в 16-битный DNG/TIFF, а не в минилабе.


  • 1
Я с плёнкой не работал, но суть уловил. Всё надо в меру! Ты экшены Косенка, в частности, деградр используешь?

Деградр, вроде бы, под ойфоном только работает? Я Ухудшайзер его поставил, но редко пользуюсь. Его и Косенко по делу критикует, и мои задачи он редко решает. Я вообще за осознанный подход, поэтому после Ухудшайзера у меня едва ли наберётся 5 снимков за рамками тестов, а всякие пресеты к Лайтруму у меня не прижились совсем. Единственное исключение, от которого пока не отказался — эмуляция цветов пары сортов плёнки. Сделал сам по образцу. Равконвертер сам автоматически накидывает её перед обработкой.

А что касается заметки про пуш-процесс, то я сначала опубликовал её, а потом сообразил, что всем плевать. В профессиональной практике чёрно-белую плёнку едва ли кто-то станет сейчас ею пользоваться, а остальных повторяемый прогнозируемый результат интересует в последнюю очередь.

тут всем на все плевать =) Не бери в голову

Ну не то чтобы всем на всё. Есть невероятные цифродрочеры, которые серьёзно дискутируют о том, способен ли объектив выдать картинку с пространственной частотой 120 линий на миллиметр с контрастом больше 0,7, чтобы закидать информацией матрицу в 50 мегапикселей. На хрена бы это им — никто не знает.

А плёночникам да, на всё уже плевать. У них ЦВЕТА, тонопередача и живое дыхание. :)

=)) да уж, каждому своя беда =)

  • 1
?

Log in