Headlight

sanila_san


Записки японского волка


Previous Entry Share Next Entry
Презентация электропоезда ЭП2Д
Headlight
sanila_san


На Рижском вокзале 10 марта прошла презентация электрички ЭП2Д.  Впечатления приятные. Хорошо уже то, что новые электрички проектируют и выпускают. Конкретно эту модель сертифицируют к лету и к концу года обещают выпустить на линии. Этот поезд — продукт эволюции и компромисса между возможностями завода, перевозчиков и пассажиров. Лучше выпускать и продавать не слишком крутые поезда, чем конкурировать с Ласточкой за покупателей, которых нет. От ЭД4М 500-й серии поезд отличается не радикально, но дьявол в деталях. Детали и покажу.



У первой двери головного вагона — пандус для инвалидов с абразивной поверхностью. Сцепление с нею по ощущениям лучше, чем с асфальтом. Пандусом управляет помощник машиниста.



Для вызова помощника машиниста на двери устроена кнопка.


В головном вагоне тамбур невероятных размеров (особенно после привычных мне поездов Торжокского завода), в тамбуре туалет. Тоже огромный — с расчётом на инвалида в коляске.






Кран для воды


Мыльница.


Вакуумный унитаз КШМС.667410-005-730-05. Новый, на снимке ему и месяца не исполнилось.


Надписи дублированы шрифтом Брайля. Это табличка висит на двери в туалет.


Через стенку от туалета в вагоне место для инвалидов:


Красные ящики сверху — для спасательных лестниц на случай эвакуации из вагона на перегоне. Эти лестницы предназначены для выхода через двери. Ящики с лестницами закрыты на специальный ключ и опломбированы. Открывает помощник машиниста.

Сиденья в этом ряду откидывающиеся, над окном — подвес для 3 велосипедов.


Колесо заводят в крючок сверху, велосипед висит на переднем колесе. Представители завода сказали, что лично проверяли: три велосипеда закрепляются без проблем. В дождливую погоду внизу наверняка соберётся грязь, да и стена с окном вряд ли будут чистыми, но лучше этого места, пожалуй, только тамбур. Тем более, что в большинстве нынешних электричек мест для велосипеда вовсе нет.

Салон вполне обыкновенный, но кресла новой конструкции и довольно удобные. Точно удобнее пластиковых скамеек — проверил.

Наклон спинки хотелось бы чуть больше, но тогда сложнее разместить сиденья. Мне встречались в электричках сиденья со спинкой под таким углом, что клонило вперёд. Здесь такого нет: посадка вертикальная, но устойчивая.


Окна с форточками. Главный конструктор заявил, что форточки открываются на угол 45 градусов. Не знаю, между чем там 45 градусов, но через форточки ветерок всё же задувает. Штатно климат в вагоне обеспечивает кондиционер и вентиляция, а зимой — горячий воздух через отверстия в стенках. Калориферов под сиденьями в вагонах больше нет.


Над окнами подвижные крючки, чтобы каждый мог подвесить сумку или одежду там, где удобно, а не там, где прибит крючок. Похоже, что на полку можно поставить что-нибудь мокрое и не бояться, что протечёт. Да и мой рюкзак на такой полке висящими концами лямок ни за что не зацепится.


Под сиденьем устройство для эвакуации через окно. Устройство я не видел, но сказали, что это лестница. Для эвакуации через окно его разбивают молотком, крепят лестницу карабином к проушине над окном, вывешивают наружу и выходят. Для инвалидов обещали придумать надувной трап наподобие того, что в самолёте.


Для разнообразия предъявили салон другой компоновки с поручнями и креслами планировки 2х2. Поручни — очень клёвая штука, а вот чем ценны такие широкие кресла такой конструкции — я не знаю. Хотя сейчас подумал, что для городской электрички это неплохой вариант: и в зимней одежде сидеть не тесно, и проход широкий. Правда, ЦППК не будет обслуживать движение по МКЖД, а других городских электричек вроде как и нет.


Проходы между вагонами без дверей.


В поезде всё что можно привинчено оцинкованными саморезами. Лапидарно и даже некрасиво, но, может быть, технологично.


В каждом вагоне несколько датчиков дыма...


...и датчиков огня.


Везде висят видеокамеры:


Бригада всё видит. Камерами просматривается каждый закоулок внутри поезда. Есть даже обзор крыши. Я камеры специально не считал, но когда разбирал съёмку, насчитал в вагоне 4 камеры в салоне и ещё по 2 в каждом тамбуре. Монитор у помощника машиниста автоматически покажет картинку с нужной камеры, если кто-то заблокирует двери или позвонит по устройству вызова машиниста.


Всё записывается. Рассказали о случае, когда пассажир выпал из вагона и потерял в итоге руку. По записи определили, что он был неадекватен и сам открыл двери на ходу, отчего упал. В поезде ЭП2Д открытие дверей блокирует тягу двигателей, поэтому ездить с бутылкой в дверях для вентиляции не получится.


Пульт машиниста вполне обычный для нового подвижного состава.




Для бригады устроен холодильник и крючки для одежды. У машиниста около пульта есть выемка для ёмкости под термос или кружку.






Двери в кабину снаружи оборудованы антивандальными замками. Вот такими.


Стоп-кран электрический, просто так не сорвёшь.


Всё, что светится — работает на светодиодах. Разработчики особо подчеркнули это как меру по экономии энергии. Над дверными проёмами устроены сигналы скорого закрытия дверей. Когда работают, мигают красным.








Токоприёмник-полупантограф легче, компактнее и красивее. Для поезда типа ЭП2Д разработан моторный головной вагон, поэтому возможно составить электропоезд из двух головных вагонов. При этом в головном моторном вагоне будет по два токоприёмника для надёжности. Вообще количество моторных вагонов стараются сокращать вплоть до 4 на самый длинный 12-вагонный состав. Система управления — реостатно-контакторная, но на новой элементной базе. Компрессор больше не тарахтит, вместо мотор-генератора статический преобразователь.


Главный конструктор Демиховского машиностроительного завода Алексей Могучев показывал и рассказывал.


Весь разговор привести здесь невозможно, но вот немного тезисов.


  • Поезд рассчитан на 30 лет эксплуатации. Заводу хотелось бы меньше, но этого нельзя сделать по нормативным документам. Меньше — в том числе и потому, что поезд морально устаревает быстрее, чем за 30 лет. Старые поезда будут отдавать на менее напряжённые линии. На МЖД по возможности будут работать новейшие поезда. ДМЗ теперь предлагает не только гарантийное обслуживание, но и в течение всего жизненного цикла. Развивать поезда ДМЗ планирует эволюционным путём, поскольку так дешевле для всех.

  • Если ЦППК и РЖД удастся избавиться от единичных низких платформ на некоторых направлениях, ДМЗ выпустит электричку специально только для высоких платформ. Сейчас под низкие платформы поезд нужно переделывать в условиях депо.

  • Для малодеятельных линий задумана версия из двух головных моторных вагонов. В исторической динамике это крутое достижение: со времён Ср3 минимальная длина электропоезда составляет 3 вагона. Если не ошибаюсь, поезда на основе ЭР2 не составляют короче 4 вагонов.

  • Поезд может работать по системе многих единиц.

  • Разрабатывать поезд помогают специалисты из Риги.

  • Советский стандарт среднего человека — 170 см при 70 кг — проектировщикам мешает, поскольку несколько не соответствует действительности. ДМЗ работает над тем, чтобы такой стандарт по примеру Германии официально обновлять с некоторой периодичностью.

  • Разработчики поезда специально учитывали существование зацеперов и постарались усложнить им жизнь насколько смогли. Для этого поверхности поезда сделаны гладкими: зацепиться практически не за что, а на крыше и вовсе работает видеонаблюдение.

  • Реостатно-контакторная система управления выбрана потому, что асинхронный привод стоит примерно в 1,5 раза дороже, а пассажиру в целом всё равно. На асинхронный привод перейдут, когда это станет экономически целесообразно.

  • Вентиляция через форточки — нештатный режим вентиляции. Все понимают, что с обслуживанием кондиционера не у всех хорошо, но перевозчикам надо стараться.

  • Если заказчик попросит, электричку оснастят чем угодно — от комфортного салона до поручней и розеток.

  • Аналогичный поезд для переменного тока называется ЭП3Д. То есть для работы на постоянном токе поездам присваивают чётные номера типов, для работы на переменном токе — нечётные номера. ДМЗ выпустит 40 вагонов типа ЭП3Д для Казахстана.

  • В ближайших планах ДМЗ — выпустить двухсистемный поезд с дизель-генераторной секцией для движения по неэлектрифицированным участкам.

Сейчас электропоезд ЭП2Д не сертифицирован, поэтому своим ходом он передвигаться технически может, а юридически — нет. Прямо с презентации поезд под тепловозом отправился в Щербинку на сертификационные испытания. Сертификат предполагается получить к лету и тогда же начать работу на линиях с пассажирами. Куда пойдёт работать первый поезд, пока в ЦППК не определили, на уровне слухов это либо Киевский, либо Казанский вокзал.


  • 1
О, интересно. А сколько мест в вагоне и как там форточки открываются? На какое расстояние ходит поезд?

Информационные табло и в наших поездах есть. В новом точно будут (даже специально обсуждали вопрос, где их лучше разместить), в остальных поездах — в зависимости от. :)

Я не подскажу вмещаемость вагона, не обратила внимание. В едином составе будут вагоны и одно-и двухэтажные. Мне кажется, что все вагоны одинаковы по длине. Вмещаемость регулируется прицеплением вагонов и частотой расписания поездов. В Германии, например, поезда ходят очень часто, круглые сутки (язык не поворачивается назвать их электричками, но по сути это сидячие скоростные поезда, которые останавливаются с разной степенью частоты).

Летом, в жару, я ездила только на испанских электричках. Там окна не открываются совсем, поскольку за бортом +42, а в салоне +25. Никому не придет в голову открывать окно при работающем кондиционере. Зимой в голландской и немецкой электричках тоже нет смысла открывать окно - все греются. Хотя на любой станции есть маленький вокзал, но там все равно сквозняки и холодно, поэтому в вагонах все отогреваются.

Я немного поспамлю еще фотографиями. Это немецкая электричка Эмден-Мюнстер (200 км). Едет с частыми остановками. Внутри тепло, мягко, бесшумно, биотуалеты, столики, розетки, крепежи для велосипедов, бегущая строка с названиями станций на определенном отрезке. Немецкие электрички чуть чище и чуть комфортнее голландских. Но это очень незначительное отличие. Везде ходят кондукторы, радостно улыбаются и проверяют электронные билеты. Народ небрежно раскидывает куртки-рюкзаки и привычно засыпает. Санаторий какой-то. Кажется, только я одна с удивлением рассматривала пейзажи за окном. Остальные зашли в электричку - словно упали в любимую кровать.




Ага, супер. Ну тут вместимость поменьше, чем у нас. У нас в вагоне 3 класса вмещается больше 100 человек. В электропоезде максимально допустимой длины из 12 вагонов только сидят 1300 человек, плюс ещё человек около 1000 стоят, если поезд битком набит. Поэтому и сиденья другие, и понятия о комфорте тоже. А в экспрессах всё ровно как тут на картинке. Даже ещё кофе можно выпить. Туалеты лет за 10 во всех московских электричках станут нормальными, это по мере обновления подвижного состава.

  • 1
?

Log in